"Грех" (итал. Il Peccato) — российско-итальянский эпический художественный фильм 2019 года режиссёра Андрея Кончаловского, который посвящён жизни итальянского скульптора и художника Микеланджело.
Фильм не итальянского мастера, но создан совместно с итальянцами и что ещё важнее о великом итальянце.
В фильме Микеланджело Буонарроти предстает великим творцом, средоточием и квинтэссенцией искусства. Он всегда берется за большее, чем может выразить, в чем признается папе римскому Юлию II в своем видении. Именно поэтому он не хочет закончить Сикстинскую капеллу, пока его насильно не вынуждают оставить работу над фресками, а племянник папы римского Франческо дела Ровере говорит, что мастер никогда не закончит гробницу понтифика с сорока скульптурами, потому что тратит на каждую из них по полгода. Если заострить внимание, можно заметить оставленные в некоторых фрагментах знаки. Так, в момент ссоры Микеланджело с Рафаэлем, в кадре появляется черная фигура с косой в руках, а дальнейший разговор маэстро со своим подмастерьем Пеппе на горе Альтиссимо об ощущении приближающейся смерти Рафаэля позволяют понять, что Ангел смерти появляется в кадре неслучайно. Талант есть дар Бога и Микеланджело одарен Всевышним совершенно. И хотя мастер утверждает, что работы отдаляют его от Бога, средоточие таланта и выразитель божественной красоты – Микеланджело получает видения, одно из которых дается ему об издыхании папы Юлия и когда маэстро прибегает в покои понтифика, то видит ангела, руку которого сильно сжимает умирающий римский епископ.
Сюжет построен на противоречии. На противоречии Микеланджело с властью, с другими мастерами, с друзьями и с самим собой. Желая воплотить дарованную ему гениальность во всем, что предлагают создать заказчики, он разрывается между верностью данному слову и желанием творить. Ведь заказчики маэстро – представители великих итальянских олигархических и аристократических кланов, которые будучи неблагочестивыми более всего ценят личную преданность и благородную честность в окружающих людях и хотят найти ее в Микеланджело, который признает, что «творит красоту для развратников и убийц». И, словами Франческо Мария дела Ровере, только гений Микеланджело спасает его от жестокой расправы враждующих сиятельных особ, «убивавших друг друга безо всякой жалости», как писал ещё Матфей Эдесский. И сам маэстро лжет, ворует и предает – своих высоких покровителей, простых каррарцев-каменотесов, своего друга скульптора Якопо Сансовино. За свои поступки он дорого платит – он постоянно страшится быть убитым или отравленным, его работе мешают противоборствующие заказчики, он становится причиной смерти близких ему людей.
В целом кинолента выражает период безвременья великого творца, когда он находится на вершине мирской славы, но не создает ничего вечного. Мастер отправляется в Каррару, чтобы найти «белые души», которые станут изваяниями гробницы Юлия II. Одержимый желанием получить огромную глыбу мрамора, он добивается от каррарских каменотесов договоренности спустить Монстра целиком. И пережив свой спуск, забрав жизни и силы людей, став предметом раздора между творцом и маркизом Маласпина, Монстр оживает. В конце концов, сам Микеланджело общается с Монстром как с живым существом, горько упрекая его в том, что тот отнял у него несколько лет жизни.
Божественный Данте Алигьери, которого так чтит «утративший правый путь во тьме долины» маэстро, наконец, отвечает на призывы Микеланджело явить ему достойный путь. В видении мастер признается, что думал будто идет к Богу, как Данте, но на самом деле все больше отдалялся, а творения его заставляют людей восхищаться их красотой, но не созданы для молитвы. На монолог Микеланджело автор «Божественной комедии» отвечает творцу только одним словом: «Слушай». Возмущенный Микеланджело поначалу гневается от такого немногословного совета великого поэта, но затем прислушивается к природе и смотрит на великолепие окружающего его подобия Эдема. В завершении киноленты кадры, отсылающие к средневековым изображениям святых – радостный Микеланджело идет с макетом собора Святого Петра в руках...